Молодежное кино в России развивается все
активнее: только за последний год вышли фильмы«Мы из будущего», «Розыгрыш», « Все умрут, а я –останусь»- фильмы, не
только обращенные к молодежи как к потенциальнойаудитории, но и посвященные проблемам юности.
На смену западным лентам про «Американские пироги» и спортивные соревнования
медленно, но верно приходят картины с отечественными реалиями. Вопрос - какими?
Российские
молодежные фильмы последние 2-3 года потихоньку пробираются в репертуары кинотеатров.
Среди них есть триллеры(«Последний
уикэнд»), и психологические мелодрамы («Нулевой километр»), и даже лирические
комедии («Жара»). Сам по себе молодежный фильм еще не жанр: он может быть и
комедией, в которой все пытаются лишить друг друга девственности, и триллером,
где кучка студентов борется с маньяком, и «обычно» мелодрамой а-ля «Жестокие
игры». Ключевыми факторамидля того,
чтобы записать фильм в категорию teenmovie, становятся среда, стилистика и те самые «проклятые»
вопросы, что встают перед героями. Наборыприемов часто совпадают во всех фильмах, посвященных молодежной теме,
-герои ищут себяи свое место в жизни, приезжают покорять
большой город, в котором, конечно же, куча проблем и испытания огнем, водой и
медными трубами. Спасет только чувство юмора и непоколебимая вера в то, что все
будет хорошо, как и положено в юности.
Но направление
это сложно тем, что здесь перед кинематографистами возникает опасность впасть в
смехотворное заигрывание с аудиторией,, что часто происходит в случае корявого
использованиясленга и абсолютно
неправдоподобных ситуаций ( как, например, в картине «Жара»). Сделать честное
кино о юношествеи для него,
оказывается, сложнее, чем снять многомиллионный блокбастер – одно фальшивое
слово портит все спецэффекты. Однако режиссеры на свой страх и рискпо-прежнему обращаются к «опасным» темам,
нещадно эксплуатируя вечные сюжеты покорения Москвы провинциалами, школьные перипетии
и «страдания юного Вертера».
Еще одним
популярным сюжетом являются молодежные субкультуры , как, например,
«Американское граффити», рассказывающее о городских пижонах 60-х, или «Параноид
Парк» о скейтбордистах. Российский кинематограф, возрождающийся после тяжелых
90-х, похвастаться изобилием подобных картин пока не может, однакос каждым годом ситуация становится все лучше:
один из самых ожидаемых проектов 2009 года – фильм Валерия Тордовского о
стилягах Москвы.
К концу этого
же года выходит в прокат картина Леонида Рыбакова «Скажи Лео», главные герои
которого хакер Лео, виртуальная проститутка RussianGirl и скинхед по кличке Толстый.
18-летний Лео все свое свободное время проводит в сети. Он не работает и не
учится, зато умеет снимать деньги с чужих счетов и взламывать сайты-он
хакер. Реальное общение ему заменяют странные связи на порносайтах. Влюбившись
на одном таком сайте в девушку , Лео решает отыскать незнакомку в огромной
Москве. Все герои вскоре знакомятся в реальности -длинноволосая блондинка оказывается коротко
стриженой девчонкой, котораямечтает
накопить денег на учебу иживет вместе
со смешным толстяком-фотографом, по-братски оберегающим ее. У Лео начинается
двойная жизнь – американца, обещающего увести RussianGirl за границу , и обычного
парня, пытающегося наслаждаться каждым моментом с любимой девушкой. Тем
временем события стремительно развиваются: богатые поклонники, криминал,
розовый Мерседес в подарок – Лео чувствует, что трем друзьям грозит опасность…
О съемках
фильма «Скажи Лео»и особенностях восприятия молодежного кинонам рассказали режиссер картиныЛеонид Рыбаков и продюсеры Анна Михалкова и
Максим Королев.
Как родился замысле фильма?
Идея возникла
из актуальности самой темы, ведь все это нас окружает. Достаточно посмотреть
новости, пролистать газеты, чтобы понять, что тема-то горячая -постоянно что-то происходит с какими-то
хакерами, причем все они очень молодые люди. В 12 лет они уже начинают свою
преступную деятельность, а к 17 попадают в тюрьму -подделывают банковские карты, устраивают
какие-то фантастические грабежи. Интересно, что в России очень много уголовных
дел, о которых наше общество просто не знает. В процессе съемок, яузнал, что русские хакеры чуть ли не самые
прославленные, представляете! Например, недавний случай: около года назад
русскийпарень лет 20 организовал целую
преступную сеть, они взламывали кредитные карточки, скупали золото. Американцы струдом выманивали этого главаря на какие-то
острова, чтобы арестовать его. Это же абсурдная ситуация: ему 20 лет, мать
наверняка ничего не знала, он жил, возможно, в какой-то просто пятиэтажке в
спальном районе. Это произошло около года назад, это был скандал на полмира , а
в России ничего не известно.
Мы своим
фильмом задели лишь малый пласт глыбы. Интернет – это огромная неотрегулированная
возможность, виртуальная реальность, в которой смещаются понятия добра и зла.
Люди, занимающиеся подобным «ремеслом»,кстати, не обязательно плохие. Они
незрелые, им просто слишком мало лет.
Возможно,в обычной жизни, без
компьютера, под своими реальными именами, а не «никами» - они хорошие ребята.
Поэтому вопрос, как возникла такая идея, очень показателен – мы не видим
реальности, этих ребят за компьютерами, просто не обращаем на них внимания.
То есть черты публицистического
высказывания вам присущи?
Да, это
актуальная тема. Если расспрашивать знакомых, то выяснится, что буквально через
одного человека от тебя кто-то обязательно связан с чем-то похожим.
Героев на самом деле не жалко, они виноваты
в том, что с ними произошло…
А виноваты ли?
Мне кажется,
что таких ребят, как персонажи фильма «Скажи Лео», очень много, это узнаваемый
тип. Мне понятна их психология. Это не вымысел, а реальность -порносайты, где девочки раздеваются перед экраном.
Это огромный бизнес, он распространен повсюду, особенно в крупных городах. Для
этого не нужно много средств: быстрый Интернет и счет, на который будут
перечислять деньги. Часто такие притоны устраивают в каких-иибудь интернет-кафе,
чтобы поток людей не привлекалвнимания,
в подвалах,где можно разместить много
маленьких комнаток. У этих девушек нет сутенера, все финансовые вопросы
решаются через модератора. Проституция ли это? Или лучше, если бы она пошла
грузить вагоныили на панель? Это одно и
то же или нет? Я могу спрашивать это у тебя, а ты у меня, но я не знаю ответа.
Я не могу сказать, что это плохо, потому что я не судья своим героям, я вырос в
другой эпохе. Им же приходится решать другие проблемы, а они еще так молоды.
Нужно оплачивать обучение, снимать квартиру, Сегодня у молодежи слишком много
проблем, а человеку, который решает эти проблемы, всего 18 лет. Могу лия ему высказывать свое «фи»?